Хвалить детей можно по-разному. Иногда ребенка похвалишь так, что он вовсе перестанет верить в собственные силы, не захочет что-либо делать. Как родителям научиться отличать вредную похвалу от полезной?
Рассмотрим примеры вредной похвалы:
- Похвала-оценка: родители оценивают не самого ребенка, а его действие (например, хороший рисунок). Дети не воспринимают ни хорошие, ни плохие оценки.
- Хвала со знаком «слишком»: речь идет о захваливании ребенка в момент, когда видимых результатов еще пока нет. Постепенно ребенок перестанет стараться что-то сделать и не будет видеть смысл в своих действиях.
- Похвала со сравнением: не рекомендуется хвалить малыша, одновременно принижая другого. Это провоцирует чувство конкуренции. Вместо того чтобы учиться дружить, ребенок будет присматриваться и беспокоиться о том, кто здесь лучший.
- Противоречивая похвала. Нельзя допускать по отношению к ребенку таких высказываний: «Молодец, глупышка!». Первое слово очень порадует ребенка, но второе его обесценивает, глубоко обижает. Малыш «опустит руки».
Что подразумевает под собой полезная похвала?
- Похвала с описанием. К примеру, ребенок нарисовал рисунок. Рекомендуется увлеченно и с восторгом перечислить все, что изображено на нем. Так, ребенок поймет, что родитель обращает внимание на все детали. Это будет настоящей наградой!
- Похвала с действием. Подобно ситуации с рисунком, похвалить ребенка за его действия, детально описывая конкретику. Нужно делать акцент на достижения малыша. Главное, не переходить границу со знаком «слишком».
- Личная похвала. К примеру, похвалить за какое-то положительное действие сегодня, которое оказалось лучше, чем вчера. Сравнивать ребенка с самим собой можно. Это позволяет понимать его личностные достижения.
- Похвала с воодушевлением. Если чадо готово что-то сделать, но сомневается в своих силах, не может решиться, боится неудачи, следует поддержать его словами: «Ты умный и справишься с заданием!», «Ты смелый!…» и т. п. Для дополнительного стимулирования действий ребенка ему можно что-то пообещать, например, покупки игрушки, поход в парк или на детскую площадку. Данное обещание обязательно должно быть выполнено, иначе ребенок перестанет вам доверять.
Родители ответственны зато, насколько ребенок будет адаптирован к существованию в современном обществе, как он будет воспринимать мир и видеть в нем себя. Похвала – один из способов научить малыша правильно воспринимать свои успехи, не зацикливаться на ошибках. Она должна состоять из двух частей: хвалим за приложенные усилия; потом – за достигнутые успехи.
Рекомендуется почитать книгу касательно данной темы: А.Фабер, Э. Мазлиш: Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.